Подмосковных животноводов поставили на грань разорения

Фильтры

Регион

Новости

Подмосковных животноводов поставили на грань разорения

Молочный кризис не первый месяц сотрясает старушку Европу. Вот и в прошлые выходные европейские фермеры в знак протеста на отказ государства поддержать их в трудные времена поливали молоком мостовые. Резкое снижение закупочных цен на молоко больно ударило и по отечественным производителям незаменимого продукта. Подмосковные аграрии пока не поливают молоком Красную площадь, хотя, может, и стоило бы. Ведь уже второй год производители йогуртов закупают у них молоко по такой цене, что о выживании нет и речи. Говорить приходится скорее о медленном умирании. История совхоза “Веселевский” Наро-Фоминского района — типичный тому пример.

Тревожные вести пришли из совхоза “Веселевский” Наро-Фоминского района. Хорошее дойное стадо в один прекрасный день вывезли в неизвестном направлении. Оправившись от шока, работники хозяйства засыпали жалобами прокуратуру, районную администрацию и подмосковное правительство.

Опасения животноводов понять можно. Печальный опыт 90-х показал, что при желании в считанные месяцы можно обанкротить даже самые преуспевающие хозяйства. А потом дело за малым: скот — на мясокомбинат, земли — с молотка, а крестьян — по миру. Для Верейской зоны, славящейся своими бескрайними плодородными угодьями и крепкими животноводческими хозяйствами, подобный сценарий сродни катастрофе. Однако, как выяснилось, на грань разорения бывший совхоз поставили отнюдь не финансовые аферисты, охотящиеся за астрономическими прибылями, а родное государство, которое оставило молочников один на один со своими проблемами.

— Заниматься производством молока стало абсолютно нерентабельно, — говорит директор совхоза Леонид Жилинский. — Если осенью прошлого года закупочная цена на молоко была 18 рублей за литр, то сейчас продукт этого же качества стоит 10 рублей. За это время подорожало все: начиная от ГСМ и запчастей для сельхозтехники и заканчивая продуктами питания. Солярку мы покупаем по 18 рублей 50 копеек, а молоко должны продавать за 10 рублей. При этом в магазине оно стоит по 40—45 рублей. Вот такая экономика…

Так уж сложилось, что кроме как крупным производителям йогуртов сдавать молоко подмосковным хозяйствам больше некуда. А те на правах монополистов диктуют свои условия. И если по качеству продукции “Веселевский” смог выйти на требуемый евростандарт, то по цене медленно, но верно шел по наклонной плоскости. Когда покупатели уведомили хозяйство о том, что теперь больше 10 рублей за литр давать не будут, стало понятно, что это и есть начало конца.

— Мы честно пытались выживать в этих условиях, — продолжает Жилинский. — Но очень быстро стало понятно, что это невозможно. Раньше государство платило нам хоть какую-то дотацию — 70 копеек на литр, сейчас мы не получаем ни копейки. Хотя в этом году власти Подмосковья обещали доплачивать молочникам по 4—4,5 рубля за литр. Но, увы, исполнения этих обещаний мы так и не дождались. Поэтому руководство агрохолдинга, которому принадлежит “Веселевский”, приняло решение о сокращении молочного стада.

Последствия этого вердикта как раз наблюдали работники совхоза. Коров погрузили в машины и увезли с фермы. Куда, зачем — никому не сказали. Пока встревоженные животноводы не подняли на уши кого только можно.

— Конечно, когда это все началось, мы испугались, что в один момент останемся без работы, — рассказывает главный зоотехник “Веселевского” Мария Ульянова. — И потом это выглядело очень странно. Скот неплохой, молоко производим отличное — и по жирности, и по белку, и по термоустойчивости как раз достигли евростандарта, а тут на тебе…

Гораздо позже люди узнали, что “хозяева”, как называют здесь руководство агрохолдинга, пытаются что-то менять для повышения рентабельности хозяйства. На мясокомбинат отправили только коров, больных лейкозом. 230 голов направили в соседний агрокомплекс “Татищево”, туда же — 124 головы молодняка, 40 коров теперь жуют сено в деревне Таширово. Народу было объявлено, что сделано это все для обновления стада — чтобы снизить заболеваемость лейкозом.

Надо так надо. Пока фермы пустовали, селяне занимались уборкой зерновых. Благо в этом году, несмотря на капризную, тяжелую погоду, урожай выдался на зависть. “Веселевский” смог полностью обеспечить себя на зиму сеном, силосом и зерном для производства собственного комбикорма. По подсчетам аграриев, грубых кормов и силоса им теперь хватит на год и четыре месяца. Чуть на меньший срок — 1200 тонн собранного зерна.

Фермы за это время отремонтировали и с нетерпением ожидали, что вот-вот привезут “обновленных” буренок. Не дождались…

Оказывается, за это время успело частично смениться руководство агрохолдинга, и решение своих предшественников по “обновлению” стада оно признало ошибочным.

— Теперь поступило распоряжение заниматься мясным животноводством, — констатирует Жилинский. — На днях я ездил в Минсельхозпрод Московской области и докладывал о проекте. Так и сказал, что производить молоко нам нерентабельно, поэтому будем выращивать бычков на мясо. Покупать их не придется, достаточно привезти из другого хозяйства агрохолдинга. Новая специализация позволит сохранить производственную базу и не допустить сокращения рабочих мест. Ведь наши работники имеют опыт ухода за молодняком, так что эта работа у них не вызовет затруднений. А если молоком заниматься снова станет выгодно, в любой момент бычков можно будет отправить на мясокомбинат и снова завезти коров.

В отличие от министерства в районной администрации отказ “Веселевского” от производства молока обсуждали долго и дотошно. Нынешний начальник управления развития сельскохозяйственного производства Наро-Фоминского района Геннадий Татаркин 25 лет назад ушел на повышение с должности председателя этого совхоза. Он прекрасно понимает, чем может обернуться для крепкого сельхозпредприятия такая смена специализации.

— Решение перейти на мясо принято, чтобы “погасить пожар”. Это скорее всего временная мера. Производство мяса не менее убыточно, чем молока. Если в целом по району ситуация в агропромышленном комплексе, за исключением молочного животноводства, складывается неплохо (последние три года мы занимаем первое-второе места по области), то в делах этого агрохолдинга уже пятый год изменения только в худшую сторону.

Цифры говорят сами за себя. В 2004 году данный агрохолдинг купил в Наро-Фоминском районе 9 совхозов. На сегодняшний день пяти из них уже нет. По мнению Татаркина, причина в том, что люди занимаются не своим делом и сунулись в отрасль, управлять которой не умеют. Каждый год в компании меняется руководство, вырабатываются новые концепции, подходы, программы, а воз и ныне там.

— В то же время на разорение хозяйств повлияло и то, что государство наплевало на молочное животноводство. И это бесспорный факт, — считает Геннадий Федорович. — Закупочные цены на молоко сегодня упали чуть ли не вдвое при себестоимости, которая в некоторых хозяйствах доходит до 14 рублей за литр. А продавать его приходится за 9—10 рублей. На днях на президиуме правительства озвучивались суммы, которые будут направлены на поддержку разных секторов экономики. 150 млрд. рублей власти дают для усиления банковского сектора, 74 млрд. — на строительство жилья для офицеров и только 6 млрд. — на поддержку АПК. Это деньги? Это вообще ничего! Наш районный валовой объем продукции составляет как раз 6 млрд. рублей. И это всего лишь маленький подмосковный район работает на таком уровне. А они хотят решить подобной суммой проблему АПК всей страны.

Сельское хозяйство — консервативная отрасль. Ее тяжело воссоздать, но не менее тяжело уничтожить. Но если еще год-другой подмосковные молочники поработают в условиях самовыживания, не исключено, что такое понятие, как “подмосковное молоко”, уйдет в историю…

Источник: infosel.ru

Также в разделе

Комментарии (0)